Современное состояние системы теплоснабжения в Москве и в России
Энергетика играет важную роль в жизни большого города, особенно такого как Москва. Занимающая территорию около 1000 км2 и насчитывающая более 10 млн жителей, Москва расположена в холодной климатической зоне. Продолжительность отопительного сезона составляет примерно 220 дней, и даже краткосрочное отключение энергоснабжения может привести к кризисной ситуации.
Современное состояние системы теплоснабжения в Москве и в России
Энергетика играет важную роль в жизни большого города, особенно такого как Москва. Занимающая территорию около 1000 км2 и насчитывающая более 10 млн жителей, Москва расположена в холодной климатической зоне. Продолжительность отопительного сезона составляет примерно 220 дней, и даже краткосрочное отключение энергоснабжения может привести к кризисной ситуации. О современном состоянии системы теплоснабжения в Москве мы попросили рассказать М. А. Лапира – руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы.
Уважаемый Михаил Альбертович, в течение длительного времени вы работаете в топливно-энергетическом хозяйстве Москвы. Скажите, пожалуйста, как за это время изменилась система теплоснабжения в Москве и каково сегодня положение в целом по стране?
В 30-х годах в Москве было очень мало домов, оборудованных отоплением. Да и тепло в то время в Москве давали местные угольные котельные, часто подвальные, которых насчитывалось в городе около шести тысяч.
В 1950–1955 годах их начали активно ликвидировать, т. е. переводить дома на централизованное теплоснабжение. С тех пор было убрано большинство местных котельных, и сегодня централизованным теплоснабжением в Москве пользуется более 96 % потребителей.
Конечно и в наше время остались котельные, но они находятся в таких местах, куда не дошли тепловые сети либо неэффективно их проводить. Вместе с тем строятся и современные отдельные отопительные системы. Так, в микрорайоне Куркино дома обслуживаются собственными котельными. Это связано с тем, что проводить сети в данное место сложно и невыгодно. К тому же они нарушат уникальную природу.
В целом в России теплоснабжение обеспечивают около 500 ТЭЦ, 6,5 тыс. котельных мощностью более 20 Гкал/ч, более 180 тыс. мелких котельных и около 600 тыс. автономных индивидуальных теплогенераторов. Суммарная реализация тепла в стране составляет около 2 100 млн Гкал/год, в том числе жилищный сектор и бюджетная сфера потребляют около 1 100 млн Гкал, промышленность и прочие потребители – почти 1 000 млн Гкал. На теплоснабжение расходуется более 400 млн т. у. т./год.
В стране развита теплофикация: на ТЭЦ в наиболее экономичном теплофикационном режиме вырабатывается 71 % от общей выработки тепла. Только использование преимуществ комбинированной выработки тепловой и электрической энергии позволяет иметь относительно благоприятную среднюю цифру удельных расходов топлива на реализацию тепловой энергии – около 0,2 т. у. т./Гкал.
Расскажите, пожалуйста, что сегодня представляет собой топливно-энергетическое хозяйство Москвы?
Наша столица является крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов в России. Годовой объем расхода электроэнергии и тепла составляет соответственно около 30 млрд кВт•ч и 85 млн Гкал. Электротеплоснабжение города обеспечивают 14 ТЭЦ ОАО «Мосэнерго», 67 тепловых станций, 107 мелких отопительных котельных ГУП «Мостеплоэнерго» и другие источники. Все ТЭЦ вырабатывают тепло в комбинированном цикле, а это около 75 % всего вырабатываемого тепла.
В структуре теплового баланса города ТЭЦ, районные и квартальные тепловые станции обеспечивают около 96 % тепловой потребности, децентрализованные источники тепла – около 4 %.
Основным видом топлива, сжигаемым на энергетических объектах, является газ. Его доля в общем балансе топлива составляет около 97 %.
К сожалению, руководство города в соответствии с возложенными на него функциональными обязанностями не может активно влиять на снижение роста цен на газ, хотя неоднократно заявляло о недопустимости повышения цены на газ. Повышение цены неизбежно ведет и к повышению тарифов за услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения, электроэнергии. По принятым законам тарифы должны регулироваться 1 раз в год, и в Москве мы будем выполнять принятые законы. В 2003 году Региональной энергетической комиссии Москвы удалось отстоять повышение тарифа на электрическую энергию на 14 %, что соответствует нормативной величине по Российской Федерации.
Какие, на ваш взгляд, основные проблемы стоят сегодня перед теплоснабжением и каковы перспективы его развития?
Перед энергетиками Москвы стоит сложная задача – обеспечить надежную работу энергетического хозяйства и повысить эффективность использования энергии для удовлетворения постоянно растущего спроса на энергоресурсы с одновременным улучшением экологической ситуации и экономией бюджетных средств.
Надежность и качество энергообеспечения потребителей Москвы напрямую зависит от своевременного и полного выполнения работ по реконструкции и техническому перевооружению объектов энергетического хозяйства города.
На сегодняшний день определены ориентировочные приросты тепловой и электрической нагрузки по Москве на перспективу. Наш завтрашний день во многом зависит от строительства в Москве, объемы которого не уменьшаются. Помимо жилья, появляется много объектов социальной направленности: культурных, спортивных, торговых центров. Все они требуют энергии, тепла. Предполагается, что потребление увеличится на 15 % до 2010 года.
Даже небольшое перечисление объектов энергетики, которые должны быть введены в ближайшие годы, дает представление о масштабах задач, которые должны быть решены энергетиками Москвы. Для инженерного обеспечения города необходимо в ближайшие годы построить пять новых тепловых станций, провести реконструкцию на 16 существующих, ввести в эксплуатацию шесть тепловых насосных перекачивающих станций, построить 24 км основных тепломагистралей от ТЭЦ-27 и ТЭЦ-21.
Учитывая возрастающие объемы строительства жилья коттедж-ного типа (малоэтажная застройка) в удаленных от центра новых жилых районах Москвы, таких как Куркино и др., неизбежно возникают решения по энергоснабжению этих районов за счет децентрализованных автономных источников.
Отмечу, что основной задачей всегда остается предотвращение и уменьшение аварийности в системе теплоснабжения.
В зимний период 2002–2003 годов в Москве было 2 033 аварийных отключений, причем максимальное по продолжительности отключение, которое имело место в двух районах, продолжалось одни сутки, а в остальных случаях не более 6–7 часов. Для сравнения в отопительном сезоне 2001–2002 годов было 2 312 аварийных отключений.
Для предотвращения и сокращения аварийных ситуаций на тепловых сетях основное внимание уделяется работам по следующим направлениям:
- применение положительно зарекомендовавших себя методов диагностики их состояния (с помощью инфракрасной аэрофотосъемки, акустические и пр.), позволяющие выявить утечки теплоносителя и прогнозировать развитие дефектов трубопроводов;
- применение при реконструкции тепловых сетей методом бесканальной прокладки трубопроводов в пенополиуретановой изоляции производства ЗАО «Мосфлоулайн», хорошо зарекомендовавших себя по качеству и надежности.
Наряду с внедрением металлических труб с эффективной пенополиуретановой изоляцией в системах горячего и холодного водоснабжения и газа применяются гибкие пластиковые трубы, позволяющие увеличить срок службы до 50 лет, сократить время монтажа (в 2–3 раза) и снизить теплопотери при эксплуатации. Начиная с 2002 года при замене труб для горячего водоснабжения используются трубы производства московского завода «АНД Газтрубпласт».
Какое значение придается энергосбережению в современных системах теплоснабжения? Какие энергосберегающие мероприятия являются приоритетными для Москвы?
В процессе реформирования ЖКХ все более важную роль играет внедрение новых энергосберегающих мероприятий в масштабах города. Основными из них являются:
- ГТУ надстройки
на тепловых станциях ГУП «Мостеплоэнерго» для выработки электроэнергии;
- внедрение энергоблоков для энергообеспечения группы зданий;
- использование давления поступающего в Москву газа для выработки электроэнергии без сжигания топлива на газораспределительных станциях ГУП «Мосгаз»;
- внедрение теплонасосных установок, использующих тепло грунта и сточных вод для отопления зданий.
Энергосбережение сегодня особенно актуально, т. к. именно при внедрении энергоэффективных мероприятий у потребителя достигается максимальная экономия энергоресурсов.
Государственная энергосберегающая политика проводится в Москве через реализацию программ энергосбережения. Департамент топливно-энергетического хозяйства координирует все работы по проведению энергосберегающих мероприятий в городском хозяйстве.
Работа в Москве в области энергосбережения принимает все более системный характер. В нее вовлечены практически все отрасли народного хозяйства Москвы: наука, промышленность, энергетика, жилищная и социальная сферы.
Правительство РФ, Государственная Дума и, в частности, Комиссия Государственной Думы по энергосбережению настойчиво рекомендуют усилить роль государства в деле энергосбережения. Департамент топливно-энергетического хозяйства в течение двух лет работал над проектом городской программы по энергосбережению. С 2001 года работы по энергосбережению проводятся в соответствии с принятой Правительством Москвы Городской программой по энергосбережению на 2001–2003 годы в г. Москве.
Выполнение всего комплекса мероприятий программы только в 2002 году дало экономичес-кий эффект в 288 тыс. т. у. т. и составило 103 % от планируемой.
Каковы перспективы использования в Москве подомового и поквартирного учета тепла? Что сдерживает его массовое внедрение?
Важную роль в процессе реформирования ЖКХ должен сыграть не расчетный, а приборный учет потребляемых ресурсов.
В новом строительстве все жилые здания оснащаются подомовыми узлами учета тепла и воды.
Более сложной оказалась проблема с установкой приборов учета тепла в районах существующей жилой застройки. Расчет по приборам для всех жителей дома можно вести только тогда, когда приборы установлены в каждой квартире. А это не всегда возможно по техническим и экономическим причинам.
При маленьких расходах и разностях температур, характерных для одной квартиры, все более или менее доступные модели квартирных счетчиков дают большие погрешности. И несмотря на прямой способ измерения, мы не получим точный результат для каждой квартиры. Кроме того, квартирные счетчики не учитывают то тепло, которое расходуется в жилом доме вне квартир. Получаются большие расхождения между суммарной оплатой всех жильцов по показаниям квартирных счетчиков и счетами, предъявляемыми к оплате поставщиком тепла.
Чтобы избежать этих расхождений, на Западе в домах с квартирными счетчиками уже десятки лет применяется другая схема оплаты. Расчет с поставщиком тепла производится по общедомовому счетчику, а оплаты для жильцов рассчитываются путем распределения общей суммы пропорционально показаниям квартирных счетчиков с учетом общих затрат дома. Кроме того, есть целый ряд других проблем, связанных с внедрением квартирных счетчиков.
Несмотря на указанные трудности, город будет активно реализовывать программу по внедрению приборного учета в 2004–2005 годах, как это предусмотрено постановлением Правительства Москвы.
Как решаются в Москве экологические проблемы на источниках, вырабатывающих тепловую энергию?
Приоритетным направлением, которое координирует и контролирует Департамент топливно-энергетического хозяйства, является проведение природоохранных мероприятий на энергетических объектах города, которые выбрасывают около 6 % суммарного объема вредных веществ в атмосферу города. Большинство проводимых природоохранных мероприятий являются одновременно и энергосберегающими.
Природоохранные мероприятия на энергетических объектах проводились в соответствии с двумя принятыми Правительством Москвы экологическими программами (отраслевой и городской) и первоочередными природоохранными мероприятиями на период до 2003 года по реализации генерального плана развития города Москвы и концепции обеспечения экологической безопасности Москвы.
По сравнению с 1999 годом выбросы энергетических предприятий в 2000–2002 годах были снижены более чем на 20 тыс. т. Всего же за период осуществления мероприятий, включенных в указанные экологические программы, выбросы загрязняющих веществ на энергетических предприятиях по сравнению с 1992 годом снижены более чем в 3 раза.
Не следует забывать, что какие бы реформы в энергетике не проводились, главная задача остается неизменной – энергообеспечение Москвы должно оставаться надежным.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №4'2003
Статьи по теме
- СП 60.13330.2016: по следам дискуссии на форуме АВОК
АВОК №3'2018 - Автономные источники теплоснабжения Альтернативные источники от мини-ТЭЦ
АВОК №1'2005 - Инновационная концепция тепло- и холодоснабжения при централизованном теплоснабжении
АВОК №7'2013 - Трубы с тепловой изоляцией из пенополиуретана – реальный путь усовершенствования системы теплоснабжения
Энергосбережение №2'2002 - Опыт реконструкции системы теплоснабжения промышленных зданий с целью минимизации теплопотребления
Энергосбережение №2'2008 - Инженерные системы малоэтажных зданий: теплоснабжение
АВОК №2'2020 - Решение задачи энергосбережения в России. Некоторые итоги и мифы
Энергосбережение №2'2017 - Тепловой микроклимат помещения. Оценка и проектирование
АВОК №4'1999 - Опыт проектирования и эксплуатации инженерных систем новых высотных комплексов Москвы
АВОК №2'2005 - Применение теплонасосных установок для отопления и горячего водоснабжения жилых домов. Опыт Австрии
АВОК №8'2013
Подписка на журналы