Территориальные аспекты энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве крупного города
Проводимая реформа жилищно-коммунального сектора городского хозяйства Москвы невозможна без решения проблем энергосбережения и рационального использования ресурсов. Решение проблемы энергосбережения диктуется и энергетической стратегией страны, согласно которой снижение энергоемкости в коммунально-бытовой сфере должно быть осуществлено в 1,12 раза, прирост же потребности в топливно-энергетических ресурсах к 2005 году должен обеспечиваться за счет энергосберегающих мероприятий на 57%.
Территориальные аспекты энергосбережения
в жилищно-коммунальном хозяйстве крупного города
Проводимая реформа жилищно-коммунального сектора городского хозяйства Москвы невозможна без решения проблем энергосбережения и рационального использования ресурсов. Решение проблемы энергосбережения диктуется и энергетической стратегией страны, согласно которой снижение энергоемкости в коммунально-бытовой сфере должно быть осуществлено в 1,12 раза, прирост же потребности в топливно-энергетических ресурсах к 2005 году должен обеспечиваться за счет энергосберегающих мероприятий на 57%.
Москва – один из крупнейших мегаполисов мира, расположенный в холодных климатических условиях и потребляющий на нужды энергообеспечения свыше 25 млрд. м3 природного газа ежегодно [1]. Потребности населения и жилищно-коммунального комплекса города без учета электроэнергии достигают за отопительный период 20 млн. тонн условного топлива. Положение осложняется еще и тем обстоятельством, что в целом весь Центральный экономический район России ощущает и будет ощущать дефицит по всем видам энергоресурсов (газ, жидкое топливо, уголь) в ближайшие 10 лет, т. е. в период проведения реформы ЖКХ.
Прогнозные оценки цен на такие энергоносители, как нефть и газ, на мировых рынках, проведенные рядом исследовательских, консалтинговых и научных организаций как в нашей стране (Институт энергетических исследований РАН), так и за рубежом (Международное энергетическое агентство, Министерство энергетики США, Европейская комиссия и др.), имеют расхождения в количественных оценках в зависимости от сценария развития рынков, положенных в основу прогноза. Но все они сходятся в одном – цены на данные энергоносители по наиболее вероятным сценариям в ближайшие 20 лет (2000–2020 годы) будут увеличиваться (рис. 1) [2].
Рисунок 1. (увеличить) Цены на энергоресурсы, долл. США |
По нефти такое увеличение (в расчете от базового варианта покупательной способности доллара США 1997 года) оценивается в 34–65% к 2010 году, по газу – на 25–34%. Это неизбежно отразится на динамике тарифов на тепло, воду и электроэнергию внутри страны в сторону их возрастания, поскольку такая коньюнктура мирового рынка воздействует на сбытовую политику крупнейших естественных отечественных монополий – РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», крупных нефтяных компаний, которые будут стремиться оградить сбыт энергоносителей внутренними потребителями и увеличить поставки ресурсов на экспорт.
Опыт последних лет по организации работы в области энергосбережения и сопряженные с этим проблемы свидетельствуют о необходимости внесения в нее определенных корректив в связи с принятием Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в городе Москве на 2002–2010 годы. В условиях перехода на новый этап проведение реформы – решение важной государственной задачи по экономии топливно-энергетических ресурсов – становится залогом успешной реализации реформы в целом.
Целевая городская программа по энергосбережению по своему ведущему замыслу должна стать основным инструментом реализации политики Правительства Москвы в данной области. Программа охватывает научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, практические меры по реализации мероприятий в топливно-энергетическом секторе, ОАО «Мосэнерго», жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленности, на транспорте, в социальной сфере. На ее реализацию планируется направить 1,34 млрд. руб. и получить экономию в размере 818 тыс. тонн условного топлива [3]. Однако мероприятия данной программы носят исключительно отраслевую направленность и нацелены в основном на энергосберегающие результаты и сокращение в будущем расходов по дотированию отрасли. Между тем без увязки проводимых мероприятий с важной социальной составляющей реформы, касающейся подготовки потребителей, особенно населения, к переходу на 100% оплату платежей за энергоресурсы в ближайшие 2–3 года, реализовать комплексный подход в программе вряд ли будет возможно.
Программа должна быть дополнена блоком мероприятий, которые определяют участие территории, а точнее органов управления, в реализации реформы ЖКХ и ее составной и важнейшей части – энергосбережения. Это базисный тезис, основополагающий принцип, который лежит в основе нашей стратегии в данном вопросе.
В чем состоит наше понимание энергосбережения на уровне округа?
Во-первых, экономия от энергосбережения должна рассматриваться как ресурс для возвращения возможных инвестиций в развитие комплекса жилищно-коммунального хозяйства.
Во-вторых, социальный эффект от энергосбережения должен привести к смягчению социальной напряженности в связи с переходом на полную оплату энергоресурсов.
В-третьих, энергосбережение должно привести к повышению качества услуг, предоставляемых населению, их соответствие принятым стандартам.
В-четвертых, энергосбережение должно быть реализовано в совершенствовании взаимоотношений между ресурсоснабжающими организациями как поставщиками услуг и их потребителями – населением.
И в-пятых, энергосбережение должно привести к реализации конкретных мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий, имеющих своей целью снижение потребления топливно-энергетических ресурсов и создание системы учета ресурсов, максимально приближенной к потребителю и позволяющей четко определить объем потребления и уровень потерь по всей технологической цепи от производителя до потребителя. Именно реализации этих положений и подчинена территориальная программа по энергосбережению Центрального административного округа.
Центральный административный округ нашего столичного мегаполиса занимает площадь 66 км2 с населением 608 тыс. человек и плотностью населения около 9 тыс. чел./км2, что выше чем в среднем по Москве. В дневное время на территории округа возможна концентрация большого количества граждан (до 2,5 млн. человек), что отражается в рамках рассматриваемой проблемы на потребление энергоресурсов, сильной неравномерности их использования в течение суток и времен года.
Доля жилых помещений в общей площади муниципальных строений составляет две трети, одна треть – нежилых. Около 86% жилого фонда – постройки до 1965 года, и почти половина из них – до 1917 года. Повышенный износ фондов и сетей по сравнению с новостройками требует повышенных затрат на ремонт и эксплуатацию, чем невозможно пренебречь при проведении реформы ЖКХ и ее составной части – энергосбережения, тем более в силу той роли, которую играет энергообеспечение округа – здесь расположены правительственные, государственные учреждения, представительства лидирующих отечественных и зарубежных компаний, налоговые поступления от которых составляют 46% городского бюджета.
Каковы основные положения территориальной программы ЦАО г. Москвы?
Целью программы является создание комплексной системы территориального управления энергоэффективного хозяйства с целью реализации жилищно-коммунальной реформы.
Именно территория в лице органов управления – управ, префектур, дирекций единого заказчика – становится объектом, на который устремлены взоры и чаяния людей, которые вынуждены платить все больше за коммунальные услуги, при этом не всегда получая соответствующее обслуживание. Территория несет основную ответственность за подготовку населения к непопулярным мерам неизбежного перехода к полной оплате коммунальных расходов. Именно поэтому мы считаем своим долгом показать людям реальные возможности снижения расходов за тепло- и водоснабжение.
Пока не создано действующего организационно-экономического механизма, который бы стимулировал работы по энергосбережению, давал возможность использования сэкономленных средств в реализации дополнительных мероприятий. Структура стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 м2 жилой площади сегодня такова, что город дотирует почти 58%, напрямую направляя платежи в ресурсоснабжающие организации (рис. 3). Если же происходит экономия от проведения энергосберегающих мероприятий, на которые потрачены бюджетные средства, эти деньги попросту вычитаются из дотации. И мы возвращаемся к исходному положению, когда требуются снова бюджетные деньги, чтобы продолжить работы. А если бы эти ресурсы оставались в распоряжении округа и целевым образом могли быть использованы в территориальных программах, эффект по привлечению средств был бы нарастающим. Сегодня работы в данной области проводятся в основном за счет ресурсов бюджета.
Рисунок 2. Cтенд Центрального административного округа |
Не подлежит сомнению тот факт, что осуществить полномасштабно энергосбережение за счет бюджетов разных уровней без привлечения дополнительных внебюджетных средств не представляется возможным. Привлечение таких средств осуществляется, хотя дело это непростое. Как правило, на установку узлов учета достаточно легко идут бизнес-структуры в силу уже сложившейся у них культуры считать не только прибыли, но и издержки. Как правило, такие организации обладают и денежными ресурсами на проведение работ такого рода. При правильной организации работы с такими предприятиями, компаниями создается так называемый кумулятивный эффект привлечения финансов. Однако, что касается населения и бюджетной сферы, здесь в большинстве случаев ресурсов не хватает. Важно принять во внимание и то обстоятельство, что согласно прогнозным расчетам развития экономики России темпы роста доходов промышленности и цен на энергоресурсы будут в ближайшее десятилетие опережать темпы роста доходов населения (рис. 4), что еще раз подчеркивает необходимость привлечения внебюджетных средств и разработки механизмов стимулирования работ в области энергосбережения.
Рисунок 3. (увеличить) Структура оплаты стоимости коммунальных услуг в Москве в 2001 году |
И здесь важную роль может сыграть реализация положений распоряжений Мэра Москвы от 16 мая 2000 года № 524-РМ «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения и установке приборов учета тепла и воды» [3]. Согласно данному положению вновь строящиеся и эксплуатируемые здания могут оснащаться приборами и узлами учета тепловой энергии, холодной и горячей воды за счет кредитов, привлекаемых с помощью специально созданного Фонда стимулирования энергосбережения (ФОСТЭН) организациями, предоставляющими комплексные услуги по установке, наладке, ремонту и техническому обслуживанию счетчиков тепла и воды. Приборы для измерения потребления тепла и воды в зданиях, включая квартирные счетчики, могут являться собственностью ресурсоснабжающих организаций или специализированных организаций, предоставляющих услуги по установке, наладке, ремонту и обслуживанию счетчиков тепла и воды.
Возврат кредитов, привлеченных для оснащения зданий приборами и узлами учета тепла и воды, осуществляется за счет экономии средств, выделяемых бюджетом Москвы на оплату тепловой энергии. При этом Правительство Москвы гарантирует оплату тепловой энергии в объемах, зафиксированных для бюджетного учреждения и жилого здания в 1998–1999 годах, по тарифам, которые будут действовать в период возврата кредита, но не более 5 лет.
Реализация данного распоряжения, накопленный опыт как раз и позволят получить социальный эффект и смягчить частичную напряженность у населения при переходе на прямые расчеты. По нашим оценкам, 46,1% населения округа имеет среднедушевой доход меньше прожиточного минимума в Москве, который в I квартале этого года составил 3 374,54 руб., 28,9% – имеют доходы от 4 000 до 10 000 руб./мес на человека. Данные о распределении населения ЦАО по уровню среднедушевого дохода приведены на рис. 5. Как видим, возможности привлечения средств большей части населения для установки узлов учета тепла и воды, мягко говоря, ограничены. Установка приборов учета за счет привлеченных средств и правильная организация дотаций жилищных субсидий позволит, во-первых, снизить бремя расходов во времени, во-вторых, учитывать их по реальному, а не по расчетному потреблению, которое, как правило, выше. С учетом данного обстоятельства бюджет округа мог бы быть использован в первую очередь на установку узлов учета и энергосберегающие мероприятия с наиболее короткими сроками окупаемости и дополнен установкой узлов учета за счет кредитных средств упомянутого выше Фонда.
Рисунок 4. (увеличить) Соотношение роста цен и затрат потребителя к ценам 2000 года |
Рисунок 5. (увеличить) Распределение населения ЦАО по уровню среднедушевого денежного дохода в феврале 2001 года |
Здесь важно сказать еще об одном аспекте. Переход населения на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями заманчив, поскольку он позволяет, казалось бы, снять «головную боль» с органов территориального управления, но он таит в себе и опасность. В этом случае большинство населения оказывается бесправным перед поставщиками, которые в нашем случае немногочислены, а еще точнее – являются монополистами. В Москве по поставкам тепла их всего три. Это «Тепловые сети ОАО «Мосэнерго»», «Мосгортепло» и «Мостеплоэнерго». При отсутствии или малом наличии узлов учета потребленных ресурсов у населения нет возможности оценить ни качество, ни количество поставки ресурсов, ни тем более – оценить переплату за них.
Одна из возможностей уйти от такого диктата поставщиков – консолидация покупателей ресурсов. Практическая реализация в нашем случае – организация собственников жилья в товарищества, кондоминиумы, кооперативы. Такого рода организации необходимы по ряду причин. Во-первых, узел учета достаточно дорог и сегодня экономически целесообразен в случае Центрального округа, если он установлен на дом или группу домов с достаточно большой нагрузкой по теплу и горячему водоснабжению. Во-вторых, такого рода товарищества могут заключать договоры с организациями по установке, ремонту и обслуживанию узлов учета, равно как и доверять дела по установлению расчетных нагрузок в случае отсутствия узлов учета. В-третьих, такого рода организации необходимы для реализации мероприятий по улучшению качества коммунальных услуг, которые предоставляются населению. Здесь есть консолидированный «житель», обслуживающая специализированная организация и поставщик ресурсов.
Специализированная организация может выполнять функции расчетно-измерительной компании (РИК), которые распространены в развитых странах. На этот путь встали и в ряде восточно-европейских стран – Польше, Литве, Латвии [4]. Расчетно-измерительная компания может быть создана на базе одной или нескольких компаний, осуществляющих работы в области энергосбережения в округе, с целью решения таких задач, как:
- поиск и привлечение инвестиций для создания технического оснащения и монтажа систем учета;
- обслуживание действующих систем учета и их совершенствование;
- ведение документооборота между энергоснабжающими предприятиями, потребителями энергоресурсов и финансовыми управлениями – документооборота, отражающего динамику потребления энергоресурсов по данным учета, на основании и с использованием которого могут решаться задачи оптимизации учета, улучшения качества услуг по поставке энерго- и водоресурсов.
Сегодня условия для организации такой работы есть. У нас в округе действует программа формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья. В настоящее время создано 190 товариществ собственников жилья на основе муниципального фонда, существует 142 жилищных, жилищно-строительных кооператива, начинают работу 35 территориальных общин. Общая численность консолидированных потребителей энергоресурсов, таким образом, достигает 379 объединений. Это учтено при разработке территориальной программы по энергосбережению. Совместная работа расчетно-измерительной компании с кондоминиумами, вероятно, даст ответ, каким образом улучшить предоставление коммунальных услуг населению.
И наконец, технологические аспекты энергосбережения, результатом которых станет учет и экономия энергоресурсов, а значит, и экономия финансовых средств, поскольку именно это является «ахиллесовой пятой» всей реформы ЖКХ. Наши оценки экономической эффективности мероприятий в условиях напряженности городского и окружного бюджетов показывают необходимость поэтапной установки узлов учета и применение технологий по энергосбережению, основанной на приоритете учета в домах или группах домов со значительной отопительной нагрузкой. Важно, чтобы эти дома входили в кондоминиумы и товарищества собственников жилья. Тогда возможна эффективная интеграция ресурсов других программ с целью снижения энергопотребления. К примеру, ремонт подъезда в кондоминиуме в рамках программы «Мой двор, мой подъезд» или установка домофонов и дверей с доводчиками в рамках программы «Видеонаблюдение» одновременно с установкой узлов учета тепла даст возможность оценить совместный интегральный эффект, позволит использовать результаты на следующих этапах нашей программы по энергосбережению.
Именно поэтому мы создаем своего рода полигон для отработки элементов программы в зоне высокой энергетической эффективности на территории района «Пресненский». В состав комплекса входят 20 жилых строений, составляющих группу потребителей отопления и горячего водоснабжения от единого центрального теплового пункта. Для получения достоверных данных о структуре теплопотерь было проведено комплексное энергетическое обследование зданий, в ходе которого оценены потери тепловой энергии и выработаны пути их сокращения.
Обследование показало, что теплоподвод к зданиям может быть безболезненно сокращен на 15–20%. В ходе эксперимента с целью определения реального потребления ресурсов установлены узлы учета на муниципальных объектах и ведомственных учреждениях, которые позволяют проводить полный учет энергоресурсов в зоне эксперимента. Уже сейчас установленные узлы учета показывают, что реальное потребление меньше расчетного на 20%, после установки частотно-регулируемых электроприводов расчетная экономия ожидается до 30%.
Говорить об экономии энергоресурсов невозможно без ясной картины их расходования, полного и всестороннего учета. Для этой цели создана современная система диспетчеризации и мониторинга систем централизованного отопления и горячего водоснабжения с выводом данных в единую диспетчерскую для сбора, обработки и текущего мониторинга информации учета теплопотребления по отоплению и горячему водоснабжению. Демонстрационная зона – своеобразная «модель» энергосбережения на примере одного микрорайона, на базе которого будут отрабатываться технологические, организационные и экономические мероприятия, определятся возможности тиражирования полученных решений в других районах округа в рамках территориальной целевой программы энергосбережения.
Изложенные выше подходы и результаты основаны на системном подходе, в котором использованы результаты научных исследований и практика реализации мероприятий. К разработке территориальной программы, научно-практической работе по созданию зоны высокой энергетической эффективности приглашен Московский энергетический институт. Выбор данного крупного технического университета не случаен. В МЭИ ведутся не только научные изыскания по проблемам энергосбережения, в области которых рассматриваемый вуз является лидером. В университете создан один из лучших в системе высшей школы научно-технологический парк МЭИ, в котором осуществляется коммерциализация созданных энергосберегающих технологий и их тиражирование на рынке посредством создания высокотехнологических инновационных компаний. Эти компании обладают производственными, технологическими и интеллектуальными ресурсами, что позволяет привлекать их для практической реализации направлений нашей программы.
Мы совершенно четко осознаем ответственность территории за подготовку населения к достаточно непопулярным мерам по неизбежному увеличению расходов за коммунальные платежи. Наша задача – сделать этот переход как можно менее болезненным. Территориальная окружная программа – это инициативная попытка округа найти свое место в городской программе и показать населению реальные возможности снижения расходов за услуги тепло- и водоснабжения. Это попытка решить на окружном уровне проблему энергосбережения, увязанную с реформой жилищно-коммунального хозяйства в 2001–2010 годах, «сделать как лучше, а не как всегда».
Литература
1. Пояснительная записка к годовому отчету за 2000 год ГУП г. Москвы «Мосгаз».
2. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (проект). Министерство топлива и энергетики Российской Федерации. М.: Нефть и газ, 2000. 441 с.
3. Распоряжение Мэра Москвы от 15 мая 2000 года № 524 – РМ. Консультант-Плюс: МоскваПроф.
4. Кузник И. В., Тиунов М. Ю., Брюханов В. А. Концепция привлечения к учету энергоресурсов специализированных расчетно-измерительных компаний. Жилищно-коммунальное хозяйство. № 8. 2001. С. 66-72.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2001
Статьи по теме
- Умные технологии Москвы – энергоэффективного города
АВОК №8'2022 - Энергосбережение и IT-технологии (опыт г. Краснознаменска Московской области)
Энергосбережение №6'2002 - Городская система управления энергоэффективностью и энергосбережением
Энергосбережение №3'2008 - Центр управления комплекса городского хозяйства Москвы
Энергосбережение №8'2022 - Стратегия энергосбережения: руководящие принципы специалистов
АВОК №5'2003 - Зарубежный опыт мотивации энергосбережения
Энергосбережение №3'2008 - Повышение энергоэффективности и энергосбережение в ЖКХ. Решения проблемы
Энергосбережение №1'2024 - Проблемы и задачи энергосбережения в Республике Саха (Якутия)
Энергосбережение №4'2003 - Энергосбережение в Москве: от принятия Концепции – к системе мер в Городской целевой программе
Энергосбережение №6'2008 - Повышение эффективности энергоснабжения в северных регионах России
Энергосбережение №3'2017
Подписка на журналы