Доступные энергосберегающие мероприятия для бюджетных учреждений
Все регионы России в той или иной степени решают задачи повышения энергоэффективности, поставленные государством. Обратимся к опыту Московской области, масштабы и структура промышленного производства которой обуславливают необходимость проведения на ее территории комплекса организационных и технических мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий.
ДОСТУПНЫЕ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Все регионы России в той или иной степени решают задачи повышения энергоэффективности, поставленные государством. Обратимся к опыту Московской области, масштабы и структура промышленного производства которой (см. справку на с. 40) обуславливают необходимость проведения на ее территории комплекса организационных и технических мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий.
Согласно Государственной программе Московской области «Энергоэффективность и развитие энергетики» (далее – Госпрограмма МО), регламентирующей в том числе вопросы повышения энергоэффективности региона, основными сложностями при внедрении энергосберегающих мероприятий являются следующие:
- отсутствие контроля за получаемыми, производимыми, транспортируемыми и потребляемыми энергоресурсами. Причина возникновения проблемы – недостаточная оснащенность приборами учета как производителей, так и потребителей энергоресурсов;
- низкая энергетическая эффективность объектов коммунальной инфраструктуры, жилищного фонда, объектов бюджетной сферы. Причины возникновения проблемы – высокая доля устаревшего оборудования, изношенных коммунальных сетей, ветхих жилых и общественных зданий, отсутствие энергетических паспортов и плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры и бюджетной сферы;
- низкая доля энергоэффективного общественного транспорта, уличного освещения. Причины возникновения проблемы – преобладание транспорта, работающего на бензине, физическое и моральное старение осветительного оборудования, значительно опережающее темпы его реконструкции.
Значительная часть выявленных сложностей связана с моральным и физическим отставанием используемого оборудования от лучших современных образцов. Обновление состояния сетей и потребителей энергоресурсов с одновременным повышением энергоэффективности модифицируемых инженерных систем – одна из приоритетных задач энергетики.
Интересы развития экономики области и снижение рисков развития включают в себя повышение эффективности производства, передачи, распределения и потребления топливно-энергетических ресурсов.
Повышение энергоэффективности в Московской области
Основные мероприятия по повышению энергоэффективности и энергосбережению планируется проводить в наиболее проблемном секторе – жилищно-коммунальном хозяйстве, а также в сферах энергетики и транспорта, в бюджетной сфере.
Планируемые результаты Госпрограммы МО, целью которой является надежное обеспечение организаций и населения топливно-энергетическими ресурсами при рациональном их использовании и эффективном функционировании субъектов топливно-энергетического комплекса, в числе прочего предполагают снижение следующих показателей:
- энергоемкости валового регионального продукта (ВРП)1 на 40% в 2020 году по отношению к уровню базового 2007 года за счет реализации мероприятий программы;
- доли потерь электроэнергии в электрических сетях в общем объеме потребления электроэнергии к 2018 году до 13%.
Повышение энергетической эффективности в промышленности и быту предполагается осуществить за счет перехода на новый класс техники и осветительных приборов, широкого распространения приборов учета энергоресурсов, модернизации зданий с повышением уровня теплозащиты, реконструкции и модернизации инженерных систем и пр.
В результате комплекса мероприятий с 2007 по 2011 годы энергоемкость ВРП в Московской области снижалась в среднем на 4 % в год. Основные причины снижения энергоемкости ВРП следующие:
- темпы роста сферы услуг в МО опережали темпы роста промышленных предприятий;
- увеличилось производство товаров с малой энергоемкостью;
- за истекший период реализованы проекты с мероприятиями по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Однако перечисленных результатов недостаточно для полного выполнения поставленных задач. На модернизацию всех бюджетных объектов просто не хватит бюджетных средств. Следовательно, необходимо использовать возможности государственно-частного партнерства (ГЧП) по привлечению внебюджетного финансирования.
Возможности государственно-частного партнерства
Наиболее используемыми формами ГЧП являются следующие:
Модель лизинга, позволяющая получить в аренду оборудование с его использованием на условиях кредита. Особенности модели:
- увеличение числа вторичных участников сделки (страхование и пр.), а значит, и увеличение рисков;
- усложнение договорной части, т. к. необходимо дополнительное экспертное сопровождение независимой специализированной организации;
- участие в сделке страховой компании влечет за собой увеличение срока окупаемости проекта;
- необходимость предоставления государственных гарантий лизингодателю о выполнении проекта и выполнении условий возврата средств, что маловероятно.
Модель концессии2 имеет следующие особенности:
- концессионное соглашение заключается между органом государственного управления и исполнителем, что ослабляет роль руководителя бюджетной организации как контролера процесса;
- концессионное соглашение в энергосбережении для бюджетных организаций – это соглашение, по которому бюджетные объекты передаются концессионеру для строительства нового и/или модернизации существующего имущества. При этом срок концессии может достигать 50 лет, что также неприемлемо для бюджетной организации.
Модель энергосервисных контрактов характеризуется следующими параметрами:
Таким образом, в настоящее время для осуществления модернизации инженерных систем в бюджетной сфере наиболее подходят энергосервисные контракты (ЭСК). Согласно принятой Госпрограмме МО, ЭСК следует в первую очередь применять в направлениях с наибольшим техническим и экономическим потенциалом – системах электро- и газоснабжения. Необходимо отметить, что указанные приоритеты не исключают необходимости внедрения энергосберегающих мероприятий для иных видов потребляемых энергоресурсов.
Пример внедрения энергосберегающих технологий
Рассмотрим наиболее эффективные и доступные энергосберегающие технологии на примере существующего дворца спорта (Серпухов) общей площадью 3,8 тыс. м2. В состав комплекса входит плавательный бассейн, спортивный зал, пункт питания, помещения для кружков и секций, административные помещения.
Сбережение электрической энергии
Оптимизация показателей качества электроэнергии целесообразна в части нормализации значений напряжения сети. В здании выявлено завышенное напряжение на вводах в здание на 4–7 %. После составления технологической карты возможных энергосберегающих решений был осуществлен выбор наиболее целесообразного по критериям «затраты – результат». В итоге принято решение об установке двух оптимизаторов качества электрической энергии соответствующей мощности. Суммарные затраты на проект составят менее 500 тыс. руб. Способ привлечения финансирования для реализации энергосберегающего мероприятия – энергосервисный контракт, заключаемый через реализацию конкурсных процедур. Достигаемый эффект ожидается за счет снижения объемов потребляемой электрической энергии на 9 %. Ожидаемый простой срок окупаемости проекта составляет 5 лет. Поскольку оборудование имеет срок службы не менее 15 лет, ожидаемый объем сэкономленных спортивным учреждением средств до окончания срока службы устройств составит 1 млн руб.
Осветительная сеть здания представлена более чем 400 светильниками с разнотипными по мощности люминесцентными источниками света. Тип используемой пускорегулирующей аппаратуры – электромагнитная. Энергосберегающее мероприятие – замена всех светильников на светодиодные при стоимости электроэнергии 3,54 руб./кВт•ч. Срок окупаемости с учетом инфляции – 4,5 года. При сроке службы в 8 лет объем дополнительно сэкономленных средств составит около 500 тыс. руб. Силовое оборудование здания представлено в основном электродвигателями, используемыми в системе водоснабжения, теплоснабжения, вентиляции. Каждый из электродвигателей оснащен устройством частотного регулирования числа оборотов. Дополнительные энергосберегающие мероприятии нецелесообразны.
Система электрического подогрева воздуха приточной вентиляции и ГВС потребляет 45 тыс. кВт•ч/год, что эквивалентно затратам 150 тыс. руб./год. Для снижения затрат предлагается использовать низкопотенциальное тепло вентиляционных выбросов для подогрева приточного воздуха через теплообменник или рекуператор. Экономический эффект в таком случае учитывается в разделе «Рекуперация».
Регулирование источников света нецелесообразно в силу широко применяющихся организационных мероприятий.
Уличное освещение объекта менять нецелесообразно ввиду необходимости сохранения единого архитектурного стиля и применяемых высокоэффективных источников света типа ДНаТ.
Сбережение тепловой энергии
Автоматика с погодозависимым регулированием уже установлена на объекте с начала его эксплуатации. Дополнительная настройка не требуется.
Промывка и дополнительная обработка внутренних поверхностей системы отопления не проводилась за последние 7 лет. Оцениваемая величина дополнительных потерь тепловой энергии составляет 2,5–4,0 %. Для данного объекта мероприятие хотя и имеет технологическую эффективность, но не может быть реализовано в рамках ЭСК в силу значительного срока окупаемости и сложности верификации.
Утепление ограждающих конструкций хотя и необходимо, но при значительных капитальных затратах не имеет экономической эффективности в рамках ЭСК.
Вентиляционная система спортивного центра имеет определенные недостатки, однако ее модернизация не приводит к сколь-нибудь значительному повышению энергетической эффективности.
Смешанная экономия
Тепловые насосы, позволяющие эксплуатировать поток радиогенного тепла земных недр мощностью 0,05–0,12 Вт/м2, по прогнозам должны снижать теплопотребление здания на 15–25 %, однако для данного объекта мероприятие не рассматривается в силу ограниченности земельных ресурсов.
Установка системы рекуперации тепла вентиляционных выбросов при расчетной тепловой нагрузке здания на отопление и вентиляцию 1,78 Гкал и стоимости тепловой энергии от имеющегося источника, равной 1 307 руб./Гкал, позволяют говорить о сроке окупаемости в 5,5 года. Объем дополнительной экономии, достигаемый после окончания срока энергосервисного контракта, сложно оценить в силу неизвестного объема затрат на текущую эксплуатацию рекуператора.
Накопители тепловой энергии с регулированием системы отопления по времени суток для здания не рассматриваются в силу особенностей здания.
Установка мощных накопителей электрической энергии с одновременным переходом на трехставочный тариф не рассматривается ввиду отсутствия экономической целесообразности мероприятия.
Внедрение ВИЭ для данного объекта не рассматривается по желанию заказчика.
В результате для одного объекта спортивного назначения, построенного менее 10 лет назад, предполагается не только снизить затраты на эксплуатацию согласно требованиям законодательства, но и дополнительно сэкономить для бюджета около 1,5 млн руб. за пять последующих лет. Учитывая факт существования по Московской области примерно полусотни аналогичных спортивных сооружений, можно говорить о дополнительной ежегодной экономии, оцениваемой в 15 млн руб. в год. Отметим, что данная экономия будет поступать в бюджет Московской области уже после окончания всех энергосервисных контрактов.
В сумме за пять лет объем экономических выгод от реализации только 50 энергосервисных контрактов оценивается более чем в 70 млн руб. Эти средства рекомендуется направлять на реализацию тех энергосберегающих мероприятий, которые в результате анализа были отнесены к категории технологически эффективных, но экономически нецелесообразных для энергосервиса. В результате дополнительных улучшений бюджетное учреждение сможет показать второй денежный поток, сформировавшийся от дополнительной экономии энергоресурсов. Процесс уже запущен, подождем результатов.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №7'2014
pdf версияСтатьи по теме
- Энергоэффективное здание: оптимизация теплозащиты и систем ОВК
АВОК №4'2000 - О типологии реальных городских объектов и приоритетах смарт-решений в разных условиях
Энергосбережение №3'2020 - Системы ОВК для тюрем
АВОК №5'2012 - Классы энергетической эффективности и капитальный ремонт многоквартирных домов Часть 2
Энергосбережение №3'2020 - Совершенствование государственного регулирования в области повышения энергоэффективности зданий
Энергосбережение №2'2016 - Реализация пилотного энергосервисного проекта на многоквартирных домах Москвы. Проблемы и решения
Энергосбережение №7'2020 - Совершенствование правил определения класса энергетической эффективности зданий
Энергосбережение №2'2016 - Бенчмаркинг по уровню энергетической эффективности при капитальном ремонте многоквартирных домов
Энергосбережение №2'2021 - Совершенствование правил определения класса энергетической эффективности зданий
Энергосбережение №3'2016 - Бенчмаркинг по уровню энергетической эффективности при капитальном ремонте многоквартирных домов
Энергосбережение №3'2021
Подписка на журналы