Масштабирование рабочих характеристик тестового пожара при испытании с помощью горячего дыма систем противодымной вентиляции
Противопожарная защита зданий и сооружений с массовым пребыванием людей является важнейшей и наиболее ответственной задачей при проектировании таких объектов. Работоспособность и эффективность систем противодымной вентиляции достигается за счет соблюдения правил проектирования и численного моделирования воздухораспределения. Наиболее достоверным методом является экспериментальная проверка работоспособности противодымной вентиляции. Воспроизвести реальный пожар в условиях объекта, без повреждений конструкций здания или сооружения не представляется возможным, поэтому испытания проводят на пониженных, безопасных параметрах пожара. В статье рассмотрена методика масштабирования параметров тестового пожара и параметров противодымной вентиляции, позволяющая получить результаты релевантные к проектным параметрам пожара.
МАСШТАБИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕСТОВОГО ПОЖАРА ПРИ ИСПЫТАНИИ С ПОМОЩЬЮ ГОРЯЧЕГО ДЫМА СИСТЕМ ПРОТИВОДЫМНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ
Противопожарная защита зданий и сооружений с массовым пребыванием людей является важнейшей и наиболее ответственной задачей при проектировании таких объектов. Работоспособность и эффективность систем противодымной вентиляции достигается за счет соблюдения правил проектирования и численного моделирования воздухораспределения. Наиболее достоверным методом является экспериментальная проверка работоспособности противодымной вентиляции. Воспроизвести реальный пожар в условиях объекта, без повреждений конструкций здания или сооружения не представляется возможным, поэтому испытания проводят на пониженных, безопасных параметрах пожара. В статье рассмотрена методика масштабирования параметров тестового пожара и параметров противодымной вентиляции, позволяющая получить результаты релевантные к проектным параметрам пожара.
Альтернативным вариантом по отношению к этим методам масштабирования может быть только прогнозирование проектных параметров и условий испытания на основе одного и того же метода расчета, а также тот случай, когда прогнозирование результатов испытания подтверждается наблюдениями.
Монтаж системы противодымной вентиляции должен следовать всем указаниям проекта. Однако, опыт строительно-монтажных работ свидетельствует о наличие возможных отклонений от оригинального проекта.
Это ставит перед утверждающим органом и владельцем объекта ряд вопросов:
а) был ли оригинальный проект системы противодымной вентиляции успешным для достижения поставленных целей;
б) как влияют внесенные изменения на работу системы.
Проще говоря – работает ли эта часть системы противопожарной безопасности.
В этом случае, для экспериментального подтверждения проектных показателей противодымной вентиляции и всего комплекса противопожарной защиты здания или сооружения применяют испытания с применением горячего искусственного дыма.
Первоначально, для имитации пожара использовали местные отопительные агрегаты, производящие поток горячего воздуха. Для создания искусственного очага горения использовали строительный мусор [1].
В дальнейшем для создания тестового пожара стали применять этиловый промышленный денатурированный спирт. В продуктах сгорания спирта практически отсутствуют мелкие частицы и они относительно низкотоксичны. Синтетический дым может использоваться для того, чтобы сделать поток продуктов горения видимым. Исследования горения спирта в термостатируемых поддонах, с использованием синтетического дыма, выполненные в Австралии привели к разработке стандарта [2].
Цели и задачи таких испытаний применительно к закрытым автостоянкам описаны в работе [3].
Одной из задач испытаний горячим дымом является проверка штатного срабатывания систем противопожарной защиты, в последовательности, предусмотренной в проекте. В стандарте [2] именно эта задача считается основной. Как правило, для того чтобы не нанести повреждений зданию и оборудованию, испытательный пожар должен быть значительно (на порядок) меньше реального пожара, предусмотренного в нормативных документах и проекте.
В тех случаях, когда достижение проектных показателей достаточно важно для принятия решения об эффективности приёмо-сдаточных испытаний, можно организовать испытание горячим дымом, основанное на принципах масштабирования.
При испытании поперечной канальной противодымной вентиляции при помощи горячего дыма важно ответить на вопрос - возможна ли стабилизация нижней границы дыма при проектной конвективной мощности пожара Qк по результатам тестового пожара меньшей мощности. В этом случае, исходя из принципа подобия, необходимо определить какие проектные параметры пожара необходимо масштабировать для получения достоверных результатов испытаний.
В случае продольной струйной противодымной вентиляции автостоянки необходимо ответить на два вопроса [4]:
- возможна ли стабилизация нижней границы дыма при отключенных струйных вентиляторах за счет продольного потока воздуха со скоростью ≥ vкр в течении 8 – 15 минут после срабатывания пожарной сигнализации (времени, необходимого для эвакуации людей);
- возможно ли предотвратить распространения дыма на все помещение после включения струйной вентиляции, причем затекание подпотолочной струи дымовых газов в направлении вентиляционного потока допускается не более 10 – 15 метров.
Законы масштабирования, когда фундаментальные соотношения используются для экстраполирования из одного условия в другое, были известны уже давно. Масштабирование с использованием числа Фруде стало центральной темой экспериментальных работ, проводившихся много лет [5-7], особенно в области использования маломасштабных физических моделей для изучения восходящих потоков дыма. Те же соотношения могут использоваться для конвертации между пожарами разного размера в одном и том же линейном масштабе [8].
Традиционно масштабирование по Фруду применяется к турбулентным течениям. Именно такой тип движения соответствует восходящему воздушному потоку продуктов горения, представленному на Рис. 1, для которого справедливо уравнение Вейсбаха:
(1)
где Δp - перепад давлений (Па) приводящий в движение газовый поток (воздух и/или дым) с плотностью ρ (кгм-3) со скоростью u (мс-1), при коэффициенте сопротивления движению ξ .
Схема очага горения в закрытом помещении.
Н – высота потолочного перекрытия; Y – высота нижней границы дыма; hc – толщина дымового слоя (резервуара дыма); М – массовый расход, удаляемых продуктов горения.
Из (1) следует соотношение:
Δp α u2 ρ (2)
Для давления вызывающего восходящий поток дымовых газов от очага горения до нижней границы дыма на высоте Y (м) от пола можно записать уравнение:
(3)
где ρ0 (кгм-3) и Т0 (К) - соответственно плотность и температура холодного приточного воздуха;
Θ(К) – разность между температурой наружного воздуха Т0 и температурой горячих дымовых газов Т (К).
Объединяя (2) и (3) получим:
u2 α ΘL, (4)
где L представляет собой масштаб характеристической длины.
В случае проведения испытаний в реальном здании шкала характеристической длины составляет 1:1 L = 1.
На основе результатов, полученных в работе [9] отношения масштабирования (коэффициенты масштабирования), релевантные к проектному сценарию пожара в реальном здании или сооружении представлены в виде ряда выражений.
Скорость восходящего потока u:
u α Θ0,5 = Кu (5)
Объемный расход с восходящим потоком V:
V∝ Θ0,5 = КV (6)
Массовый расход М:
(7)
Конвективный тепловой поток Qк:
(8)
Время τ в течении которого должен произойти поточный процесс:
τ α Θ-0,5 = Кτ (9)
В проекте задан ряд параметров пожара, а именно:
- конвективная мощность пожара Qк пр, кВт;
- периметр пожара Рпр, м;
- минимально допустимая высота нижней границы дыма Yпр, м.
Определим массовый расход продуктов горения проектного пожара. Для этого воспользуемся зависимостью (10) [10]:
Мпр = СеР прY1,5, (10)
где Се – коэффициент захватывания, равный для больших помещений с низким потолком (например, подземная автостоянка) 0,21 и 1,9 для больших помещений, где дымовой слой находится на значительной высоте.
В случае если периметр проектного пожара не известен можно воспользоваться формулой (11) [11, 12]:
Мпр = 0,032(Qк пр)0,6Y (11)
В случае необходимости, Рпр для заданного значения Y можно определить из (10), зная значение Мпр.
Далее следует определить параметры тестового пожара. Для этого необходимо:
- принять по условиям проекта допустимое значение перепада температур в очаге тестового пожара Θтест, исключающий повреждение помещений и оборудования;
- используя зависимости масштабирования параметров пожара (5) – (9) получим:
uтест = uпр(Кu тест / Кu пр); (12)
Vтест = Vпр(КVтест / КV пр); (13)
Мтест = Мпр(КМтест / КМ пр); (14)
Qктест = Qкпр (К Qтест / КQ пр). (15)
В соответствии с (10) М α Р, следовательно:
Ртест = Рпр(КМтест / КМ пр) (16)
Пример 1. В соответствии с [13] при пожаре на закрытой автостоянке, оснащенной автоматической системой пожаротушения, принимается сценарий пожара, когда горит один автомобиль. В этом случае Qк пр = 3000 кВт; Рпр = 14 м; Yпр = 2 м.
В соответствии с (11) Мпр = 7,81 кг/с.
Уточненное значение Рпр = 13,14 м
Перепад температур в очаге проектного пожара составит:
Θпр = Qк пр / (Мпр Ср) =3000 / (7,81*1,01) = 380,5 0С .
Приняв Т0 = 15 0С, получим Тпр = 668 К
Допустим, что Θтест = 80 0С принято по условиям проекта.
Используя зависимости (11) – (15) получаем параметры тестового пожара, полученные при масштабировании проектного пожара одного автомобиля:
Мтест = 6,5 кг/с; Qктест = 525 кВт; Ртест = 11,0 м
На Рис.2 представлены результаты расчета значения Qктест при различных высотах потолка и нижней границы дымового слоя.
График зависимости конвективной мощности тестового пожара Qк тест от высоты нижней границы дыма, полученных при масштабировании пожара одного автомобиля Qк пр = 3000 кВт, Y = 2 м, при заданных значениях Θтест.
Следующей задачей является масштабирование параметров противодымной вентиляции, соответствующее тестовому пожару. Целью масштабирования производительности приточно - вытяжной противодымной вентиляции является определение относительного снижения объемного расхода (КVтест / КV пр) в соответствии с (13).
На Рис. 3 представлены результаты расчета значения (КVтест / КV пр) при различных высотах потолка и нижней границы дымового слоя.
График зависимости относительного снижения объемного расхода воздуха (КVтест / КV пр) тестового пожара от высоты нижней границы дыма при заданных значениях Θтест, полученных при масштабировании пожара одного автомобиля Qк пр = 3000 кВт, Y = 2 м.
Из графика Рис. 3 видно, что производительность вентилятора дымоудаления при дымовых испытаниях должна уменьшаться в соответствии со шкалой, заданной уравнением (6). В этом случае глубина дымового слоя в ходе испытаний будет такой же как в проектных условиях.
Важной особенностью масштабирования проектного пожара является геометрическая конфигурация очага тестового пожара. В стандарте [2] предлагается использовать ряд поддонов для топлива с заданными геометрическими характеристиками, представленными в Таблице 1.
Таблица 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Отношение периметра к площади поддона с тестовым топливом Ртп/Sтп (далее относительный периметр) является характеристикой способности создать очаг тестового пожара, соответствующий результатам моделирования по Qктест и Ртест, на базе выбранного типоразмера поддона.
Результаты расчета относительного периметра тестового пожара, полученного при моделировании пожара одного автомобиля представлены Рис. 4.
График зависимости относительного периметра тестового пожара Ртп/Sтп от высоты нижней границы, полученных при масштабировании пожара одного автомобиля Qк пр = 3000 кВт, Y = 2 м, дыма при заданных значениях Θтест.
Моделирование очага горения при заданных значениях Θтест = 80 – 150 0С может осуществляться с помощью поддонов с топливом из Таблицы 1. Исключением является случай, когда высота нижней границы дыма меньше 2 м при Θтест меньше 50 0С. Очевидно, что в этом случае надо использовать топливные лотки типоразмера меньше А5.
Первоначально определяется число условных эквивалентных квадратных топливных поддонов Nу. Предварительно примем значение удельной скорости горения спирта, отнесенной к единице поверхности жидкого топлива qт пов = 700 кВт/м2. Квадратный лоток имеет сторону d, тогда справедливо равенства:
Qктест = qт пов d2Nу (17)
Ртест = 4 dNу (18)
Из уравнения (17) получим:
d2 = Qктест / (qт повNу) (19)
Подставляя значение Nу из (18):
d = 4Qктест/(qт пов Ртест)
Nу = Ртест / 4d (21)
Далее, исходя из площади квадратного лотка, уточняется значение qт пов с помощью графика, приведенного в [2] и представленного на Рис. 5.
Поверхностная скорость сгорания спирта.
Пример 2. Взяв исходные данные Примера 1 определим количество и тип лотка из Таблицы 1 для промышленного денатурированного 95% технического этилового спирта.
Из уравнений (20) и (21) получим размер стороны условного квадратного лотка d = 0,274 м и количество лотков Nу = 10. Площадь поверхности спирта в таком лотке составляет 0,075 м2.
В соответствии с графиком Рис. 5 значение qт пов = 430 кВт/м2.
Повторив вычисление получим d = 0,446 м и Nу = 6, поверхность спирта в лотке 0,199 м2. Дальнейшие итерации расчета практически не меняют результат.
Из Таблицы 1 выбираем 3 поддона типа А2 и 3 поддона типа А3.
Таким образом получаем после пересчета Qктест = 0,25*3*560+3*0,125*400 = 570 кВт; Ртест = 10,4 м. Отклонениями от расчетных параметров можно пренебречь в случае если они не превышают 10%. При больших отклонениях можно учесть отклонение от расчета при пересчете параметров вентиляции по (13) или выбрать поддоны другой конфигурации.
На Рис. 6 показано как поддоны с топливом устанавливаются на достаточном удалении друг от друга на площадке 2х5 м, соответствующей габаритам пожара одного автомобиля [13].
Схема расположения стандартных топливных поддонов (Пример 2) при создании тестового пожара одного автомобиля на площадке 2х5 м.
Важной особенность таких испытаний является использование искусственного дыма с целью визуализации воздушных потоков от тестового пожара и противодымной вентиляции. Более подробно об организации таких испытаний написано в работе [3].
На Рис. 7 показаны испытание горячим дымом, проводившиеся в Германии.
Другой пример аналогичные испытания на подземной автостоянке в Казани [14]. Испытания выполнены специалистами компании Flakt Group Россия.
На Рис. 8 фрагмент таких испытаний в помещении с высотой потолка 3,2 м.
Фрагмент испытаний горячим дымом при пусконаладочных испытаниях противодымной продольной вентиляции подземной автостоянки в Казани.
Продольный поток холодного воздуха удерживает нижнюю границу дыма на расчетной высоте Y = 2 м.
Следует отметить, что испытания горячим дымом в Казани выполнялись на основе стандарта [2] и опыта выполнения подобных испытаний в Европе. Отсутствие отечественного нормативного документа затрудняет применение испытаний горячим дымом при выполнении пусконаладочных работ систем противодымной вентиляции.
Выводы:
- Предложена методика масштабирования параметров тестового пожара и противодымной вентиляции, позволяющая получить результаты испытаний релевантные к проектному пожару на объекте.
- Приведены примеры расчета параметров и подбор оборудования для испытаний горячим дымом.
- Обоснована необходимость разработки и внедрения отечественного нормативного документа на основе изучения и обобщения результатов и методик испытаний горячим дымом.
Литература:
- A.J. McMunn, P. Knowles and H.P. Morgan, "Validated facts emerge from smoke ventilation tests", Fire Engineer's Journal, Vol. 51, No. 161, pp. 15-18 (1991).
- AS 4391—1999 Australian Standard™ Smoke management systems— Hot smoke test. Reconfirmed 2016.
- Свердлов А.В., Волков А.П. Почему проводят испытания горячим дымом при пусконаладочных работах системы струйной вентиляции и дымоудаления автостоянок // АВОК Вентиляция Отопление Кондиционирование. 2018. №3. С. 20 – 23.
- Свердлов А.В., Волков А.П., Рыков С.В., Волков М.А., Барафанова Е.Ю. Моделирование процессов дымоудаления в подземных сооружениях транспортного назначения. //Вестник Международной академии холода 2019. №1. С. 3-10.
- P.H. Thomas, P.L. Hinkley, C.R. Theobald and D.L. Simms, "Investigations into the flow of hot gases in roof venting", Fire Research Technical Paper No. 7, London, The Stationary Office (1963).
- G. Heskestad, "Physical modeling of fire", Journal of Fire & Flammability, Vol. 6 (July), pp. 253-273 (1975).
- J.G. Quintiere, "Scaling applications in fire research", Fire Safety Journal, Vol. 15, pp. 3-29 (1989).
- U. Seifert and J. Stein, "Hot Smoke Tests in buildings: theory, application, results", EUSAS Workshop on smoke propagation and smoke control in buildings, 20-21 June 2002, Vienna, Austria (2002).
- H.P Morgan and J-C De Smedt, "Hot smoke tests: testing the design performance of smoke and heat ventilation systems and of impulse systems", FireAsia 2003 - A Safe City in Motion, Hong Kong, 26-28 February (2003).
- H.P. Morgan, B.K. Ghosh, G. Garrad, R. Pamlitschka, J-C De Smedt and L.R. Schoonbaert, Design methodologies for smoke and heat exhaust ventilation, BR 368, CRC, London (1999).
- Свердлов А.В., Волков А.П. Анализ европейских и российских правил проектирования традиционных канальных систем противодымной вентиляции автостоянок закрытого типа//АВОК Вентиляция. Отопление. Кондиционирование. – 2017. № 6, С. 34 – 37.
- Р НП «АВОК» 5.5.1 – 2015. Расчет параметров систем противодымной защиты жилых и общественных зданий.
- СП 300.1325800.2017 «Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования»
- Свердлов А.В., Волков А.П. Система реверсивной струйной вентиляции четырехэтажной подземной автостоянки в Казани// Инженерные системы 2018. № 4. С. 20–22.
Статьи по теме
- Особенности применения требований технических регламентов, сводов правил и СТУ при проектировании систем противодымной вентиляции
АВОК №2'2015 - Импульсная противодымная вентиляция подземных автостоянок
АВОК №1'2010 - Лукавая сертификация, или Невыученные уроки «Зимней вишни»
АВОК №4'2019 - Проектирование систем противодымной вентиляции. Особенности применения требований технических регламентов, сводов правил и СТУ
АВОК №3'2015 - Особенности проектирования систем противодымной вентиляции
АВОК №2'2010 - Мастер-класс АВОК «Системы противодымной вентиляции»
АВОК №1'2021 - Проектирование автоматических установок пожаротушения
АВОК №3'2016 - Системы противодымной защиты зданий и сооружений
АВОК №5'2012 - Пример реализации проекта системы струйной вентиляции подземной автостоянки в Республике Казахстан
АВОК №7'2016 - Проектирование систем противопожарной защиты. Вопросы и ответы
Сантехника №4'2016
Подписка на журналы