реальной величины. Например, потери тепловой энергии
в системах распределения могут составлять в среднем 20%
(достигая 36% в отдельных системах), при этом в тариф
включаются потери не более 13%. В результате, если учет
конечного потребления (на уровне здания) не ведется, те-
плоснабжающие организации поставляют меньше тепла,
чем это необходимо, возмещая, таким образом, свои убыт-
ки вследствие более высокого, чем положено, уровня се-
тевых потерь. А оплачивает все потребитель. Эту проблему
могло бы решить выделение подводящих сетей и предо-
ставление к ним доступа независимым поставщикам.
Очевидно, что для повышения энергоэффективности
нужны инвестиции, в том числе городские и федераль-
ные. Нужный объем средств ни региональный, ни фе-
деральный бюджеты предоставить не в состоянии. Да
и зачем заниматься энерго­сбережением, которое в обо-
зримой перспективе несет лишь убытки? Это противоре-
чит самой идее экономии.
Потенциал повышения энергоэффективности заложен
и в коммунальном хозяйстве (уровень удельного энергопо-
требления оговорен во все никак не утверждаемом приказе
Минрегиона «О требованиях энергетической эффективно-
сти зданий, строений, сооружений»). Так, затраты на тепло-
снабжение в Петербурге превышают энергоэффективный
уровеньзатратнеменеечемвполторараза (1481руб./Гкал),
а стоимость электроэнергии – и вовсе вдвое (4 руб./кВт
·
ч).
Но у поставщика нет мотивации для энергосбережения,
равно как и любого другого снижения издержек. Во‑первых,
существующий затратный метод формирования тарифов
позволяет нивелировать любые издержки. Во‑вторых, речь
идет омонополии: в руках одной корпорации собраны сети,
генерация и источник топлива для производства энергии.
И это только основные обстоятельства, которые препятству-
ют привлечению инвестиций в повышение энергоэффек-
тивности жилищного фонда.
Привлечение инвестиций
Тем не менее привлекать инвестиции можно и нужно.
В том числе бюджетные. Для этого необходимо принять
ряд мер на государственном уровне:
„
„
дать собственникам помещений возможность полу-
чать займы с приемлемым уровнем процентной ставки;
„
„
обеспечить предоставление гарантий по долгосроч-
ным займам для финансирования работ по энергосбере-
жению (в этом качестве может выступать переход прав
требования на часть оплаты потребляемых ресурсов);
„
„
обеспечить выплаты по займам за счет сумм эконо-
мии потребителями услуг и из дополнительных средств;
„
„
привлекать разнообразные схемы финансирования:
лизинг, сублизинг и инвестдоговор.
СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА “ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ” 2013
Реклама
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,...100